О ФИП
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ
«Система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде»
Тематика проекта
Новые методики подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Наименование направления (подпрограммы) государственной (ведомственной, региональной) программы
разработка, апробация и (или) внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий (1.4)
Уровень образования
Высшее образование
Цель (цели) инновационного образовательного проекта
Создание и реализация системы непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, отвечающей требованиям современного информационного общества, задачам развития цифровой экономики в Российской Федерации и учитывающей тенденции модернизации общего и педагогического образования.
Задачи инновационного образовательного проекта
Формулировка задачи: Создание условий для достижения высокого стандарта качества содержания и технологий высшего и дополнительного профессионального образования педагогов в области проектирования и развития цифровой образовательной среды.
Наименование документа: Федеральная целевая программа развития образования 2016-2020.
Цитата из документа:
«… должны быть решены задачи, связанные с достижением высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования — профессиональном (включая высшее) …»
Формулировка задачи: Совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизация образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ, современных педагогических и цифровых технологий.
Наименование документа: Федеральная целевая программа развития образования 2016-2020.
Цитата из документа:
«… совершенствование моделей обучения по программам аспирантуры и магистратуры, модернизация образовательных программ, технологий и содержания образовательного процесса в среднем профессиональном и высшем образовании через внедрение новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий, а также технологий проектного обучения»
Формулировка задачи: Повышение профессионального уровня педагогов в области использования цифровых технологий в соответствии с требованиями профессионального стандарта и введения национальной системы учительского роста.
Наименование документа: Федеральная целевая программа развития образования 2016-2020.
Цитата из документа:
«… будут обеспечены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробированы современные модели педагогического лидерства, эффективного преподавания, профессиональных сообществ обучающихся»
Формулировка задачи: Обеспечение научно-методической и организационной поддержки непрерывного педагогического образования в условиях развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Наименование документа: Федеральная целевая программа развития образования 2016-2020.
Цитата из документа:
«В рамках мероприятия 1.3 будут реализованы проекты, направленные на научно-методическую, организационную и институциональную поддержку системы непрерывного образования в РФ…»
Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.
Основой развития Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, как опорного университета вуза и базового центра педагогического образования в Республике Коми, является; высокое качество образовательного и научно-исследовательского процесса; эффективная организация и управление довузовской работой с молодежью, образовательным процессом в вузе, постдипломным сопровождением специалистов; развитие современной материально-технической базы и инновационной инфраструктуры. Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в обеспечении устойчивого развития и модернизации системы непрерывного педагогического образования, как важнейшего направления социально-экономического развития Республики Коми, за счет подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях развития информационного общества и цифровой экономики. В рамках проведения образовательного инновационного проекта будут осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогов, в том числе обеспечено сопровождение внедрения профессионального стандарта педагога и национальной системы учительского роста, апробированы современные модели и технологии в области цифрового образования.
Дата старта проекта
09.01.2019
Срок реализации – 5 лет
Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта: основание выбора тематики;
Актуальность инновационного образовательного проекта обусловлена основными факторами:
– становлением информационного общества (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»»)и цифровой экономики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 27 июля 2017 г. “Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”);
– информатизацией системы образования (Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 “Об утверждении паспорта приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»”)
– развитием современного образования (модернизация общего и педагогического образования, введение профессионального стандарта педагога и национальной системы учительского роста). Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
В связи с этим, в настоящее время требуется принятие стратегических решений об определении перспектив деятельности высших образовательных организаций в подготовке педагогов и дальнейшей поддержки их профессионального уровня в области использования цифровых технологий при организации образовательного процесса. Возникает необходимость разработки инновационных подходов, обновленного содержания и перспективных технологий в системе подготовки современного педагога, способного совершенствовать свои профессиональные компетенции на протяжении все педагогической деятельности.
новизна, иновационность предлагаемых решений
Новизна предлагаемых решений инновационного образовательного проекта заключается в том, что будет разработана и внедрена в практику система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, отвечающая требованиям современного информационного общества, задачам развития цифровой экономики в Российской Федерации и учитывающая тенденции модернизации общего и педагогического образования.
Системный подход и комплексное решение задач позволят разработать модель образования и обеспечат реализацию системы, оперативно учитывающей социально-экономические вызовы и тенденции в изменении структуры потребностей регионального рынка труда, распространение на весь образовательный процесс системно-деятельностного подхода с опорой на информационные технологии.
В результате реализации проекта будут разработаны следующие инновационные механизмы устойчивого развития и модернизации системы высшего педагогического образования в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина:
1. Научные и прикладные исследования по проблемам создания и внедрения модели системной непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов, модернизации и повышения качества всех уровней образования.
2. Модель системной непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде.
3. Модели и программы инновационных форм организации взаимодействия субъектов цифровой образовательной среды и профессионального взаимодействия педагогов с использованием сетевых и дистанционных технологий.
4. Инновационное содержание программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры с учетом требований профессионального стандарта педагога.
5. Дополнительные образовательные программы повышения квалификации и переподготовки педагогов в области создания, развития цифровой образовательной среды с использованием сетевых, дистанционных, интерактивных, мультимедийных и мобильных технологий.
6. Сетевые и дистанционные образовательные ресурсы для организации интерактивного взаимодействия при изучении учебных дисциплин, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
7. Учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов в области создания и развития цифровой образовательной среды.
Область практического использования и применения результатов инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.
Профессорско-преподавательский состав Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: повышение квалификации преподавателей вуза по проблемам применения современных цифровых технологий посредством прохождения курсов повышения квалификации, участия в конференциях, семинарах, вебинарах, видеолекториях, круглых столах, переговорных площадках, деловых играх.
Студенты (бакалавры, магистры) Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование»: создание условий для достижения необходимого и высокого уровня готовности (мотивационный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный компоненты) к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде посредством изучения образовательных программ, участия в сетевых профессиональных сообществах.
Аспиранты Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: создание условий для формирования профессиональных компетенций в области управления и развития цифровой образовательной среды на всех уровнях образования и проведения научных исследования в данной области.
Педагоги образовательных организаций дошкольного, начального, основного общего, среднего профессионального образования Республики Коми: создание условий для достижения необходимого и высокого уровня готовности (мотивационный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный компоненты) к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде, сформированность профессиональных компетенций в области управления и развития цифровой образовательной среды конкретного уровня образования.
Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
При реализации инновационного образовательного проекта предусмотрен качественный и количественный подходы к оценке эффективности проекта.
По количественным показателям:
1. Количество разработанных и реализуемых дополнительных образовательных программ повышения квалификации переподготовки педагогов в области создания и развития цифровой образовательной среды с учетом требований профессионального стандарта педагога и национальной системы учительского роста.
2. Количество разработанных и реализуемых моделей инновационных форм организации взаимодействия субъектов цифровой образовательной среды и профессионального взаимодействия педагогов с использованием сетевых и дистанционных технологий.
3. Общее число научных, учебно-методических публикаций в области использования современных информационных технологий в образовании.Количество студентов, аспирантов, педагогов, принявших участие в международных, всероссийских и республиканских профессиональных конкурсах.
По качественным показателям:
1. Экспертная оценка разработанных образовательных программ, инновационного содержания, учебно-методического сопровождения и дистанционных, сетевых образовательных ресурсов.
2. Мониторинг на всех стадиях реализации инновационного образовательного проекта.
3. Оценка мнений работодателей и участников образовательного процесса.
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта заключается в следующем:
Реализация программы развития Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина как опорного университета на период 2017-2021 годы.
Позиционирование Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина как центра реализации региональных образовательных и социальных программ и проектов, драйвера позитивных изменений городской и региональной среды.
Модернизация содержания и технологий реализации образовательных программ по педагогическому образованию в области современных цифровых технологий.
Научно-методическое обеспечение и организационно-управленческое сопровождение развития региональной системы образования.
Обеспечение высококвалифицированными кадрами системы образования Республики Коми.
Привлечение и закрепление молодежи в сфере науки и образования, развитие системы работы с талантливыми и одаренными детьми региона.
Развитие инновационной, научно-исследовательской и образовательной деятельности в регионе.
Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
Реализация инновационного образовательного проекта позволит:
- оптимизировать использование имеющихся у университета научных, кадровых и финансовых ресурсов;
- более полно удовлетворить потребности педагогических кадров Республики Коми в качественных профессиональных образовательных услугах;
- создать систему развития инновационного потенциала личности педагогов в условиях развития информационного общества и цифровой экономики;
- повысить конкурентоспособность педагогических кадров и развить способности к инновационному мышлению, умения работать в информационно-образовательном пространстве.
Опыт внедрения разработанных и апробированных методик для курсов повышения квалификации может быть использован вузами других регионов. Разработанная система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде станет элементом национальной системы учительского роста и внесет вклад в реализацию профессионального стандарта педагога.
Контактная информация